Главная » 2017 » Апрель » 17 » Когда появилось Шатрово?
10:19
Когда появилось Шатрово?

Краевед Виталий Чернышов на основе различных источников расскажет читателям газеты о возникновении Шатрово и появлении первого колокольного звона над селом. Журналист, писатель, учёный, краевед В.А. Плющев к 60-летию образования Курганской области в 2003 году опубликовал книгу «Занимательное Зауралье. История Южного Зауралья в занимательных рассказах, новеллах и документах». И в книге третьей «Исетская линия крепостей, XVII век», используя научный труд нашего земляка, краеведа С.Ф. Чернышева, автор даёт прелюбопытнейшие сведения, в том числе о времени возникновения Шатрово.

Купец Яков Фиников (сидит в центре), слева священник села Кодского Симеон Мидяков, справа заведующий Кодским двухклассным училищем Михаил Тихонравов. 1907 год

Аркадий Шахматов у исполинского тополя

То, что осталось от Шатровской Модестовской церкви, 1960-е годы

Вот так выглядит обитель в Рафайлово сегодня

Рафайловская Успенская женская община Ялуторовского уезда Исетской волости. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1912 год

Сегодняшний вид шатровской церкви, названной в честь Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия

 

Первые поселения

В первой трети XVII века набеги степных кочевников сильно препятствовали укреплению русского оседлого населения в Сев. Зауралье. Кроме того, они создавали угрозу захвата кочевниками Исетских угодий и оттесняли границу с Исети к реке Пышме. В целях сдерживания набегов тюменский воевода уже в самом начале XVII века начал расставлять сторожевые посты-засады на тех дорогах, по которым они проникали в зону русской оседлости. Одна из таких дорог проходила вдоль реки Кармак (ныне Ирюм) – левого притока Исети (Шатровский район). Она называлась кармацкой дорогой. На ней основано 6 застав-постов: застава Мансурки Мальцева, состоявшая из двух дворов, застава Елистарки Вавильного (1 двор), застава Васьки Кокшара (1 двор), застава Ивашки Мальцева, застава Ивашки Бусыгина, застава Андрюшки Деревнина (все по 1 двору). Это были первые зауральские поселения (починки), в которых жили служилые люди, несшие дозорную службу. При появлении кочевников они скакали в Тюмень с донесением к воеводе.

К 1623 году на реке Кармак появились ещё 3 поселения: в её верховье, у озера основана застава Зубарева. За нею осели пашенные крестьяне братья Букины, несшие дозорную службу, и ямщик Мальцев основал свой двор. В перечисленных первых поселениях-починках Приисетья, ныне Шатровского района, насчитывалось 12 дворов, в которых проживало до полутора десятков человек. Они были первыми русскими поселенцами не только в Шатровском районе, но и во всем Южном Зауралье, которое представляет Курганская область.

Эти важные исторические сведения добыл не учёный историк, а простой шатровский краевед Сергей Фёдорович Чернышев, проживавший в селе Кодском. Чтобы получить их, он много лет провёл в архивах Москвы, Тобольска, Тюмени, Перми и Ялуторовска, находя в них материалы о родном крае. До недавнего времени считалось, что село Шатрово ведёт свою историю с 1660 года. Но С.Ф. Чернышев эту историческую дату отодвинул на 20 лет назад! Пользуясь документальными источниками, в частности «Дозорной книгой Тюмени», он утверждает, что именно в 1640 году тюменский воевода выдвинул с реки Кармак на речку Мостовку сторожевой пост-заставу. Здесь, на Кармацком броду, казак Фёдор с товарищами соорудил 2 шатра, не зная о том, что положил начало основания деревни Шатровой.

 

Ангел над селом

«Митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию в декабре 1744 года бьют челом Рафайловского заказа Исецкого дистрикта жители семи деревень: Шатровой, Широковой, Антракской, Пахаруковой, Чёрной, Самохваловой, Чекалиной, а от них нарочно посланный выборный челобитчик из крестьян Михайло Никифоров сын Неустроев. И просят благословения строить своим коштом вновь, и на новом месте в деревне Шатровой церковь, во имя Св. Модеста Патриарха Иерусалимского. И, если пожалует архипастырское благословение в виде грамоты на имя игумена Рафайлово монастыря Исаакия, то всячески постараются за предстоящий 1745 год церковное строение построить, поскольку доброго соснового и прочего леса могут заготовить в самой близости».

Так начинается история появления первой церкви в Шатрово. Из документа выясняется: православные жители деревень состоят в приходе Введенской церкви и потому вынуждены посещать с. Мостовское. И они, жители, «маются» от того, что та церковь ночью «сего года ноября 1 числа» (1744 г.) сгорела, да и выше писаные деревни отстоят в дальних расстояниях, отчего «зачастую волокита великая есть». К концу 1780-х годов Модестовская церковь, построенная в 1745 году, обветшала. И в 1789 году заложен новый деревянный храм во имя того же Святого. В 1791 году заказчик-настоятель Рафайловского Троицкого монастыря, игумен Гедеон ходатайствовал перед Тобольской духовной консисторией об устройстве в трапезной Модестовской церкви придельной церкви. Исходя из наличия в Шатрово в последующие годы Ильинского торжка, можно предположить, что он освящён в честь Св. пророка Илии.

В 1800 году Ялуторовский заказчик-настоятель Рафайловского монастыря, игумен Андрей подал в консисторию прошение об освящении Модестовской церкви. Известно, что со временем и эта церковь обветшала, и в 1871 г. (по другим сведениям – в 1879 г.) вместо неё на средства прихожан возведена новая, тоже деревянная на каменном фундаменте с колокольней. Престол в ней имелся один – во имя Святителя Модеста. В штате церкви состояли священник, диакон, 2 дьячка, пономарь, в приходе числилось 313 дворов, 1253 души мужского и 1435 душ женского пола, из них 465 раскольников мужского и 575 женского пола. Приписная часовня во имя Св. пророка Илии в Шатрово построена в 1892 г., вторая - во имя Св. Архистратига Михаила - в 1914 г. в д. Чёрной. Вероятное месторасположение церкви-часовни указано на плане с. Шатровского и д. Шатровой 1863 года (сейчас это за памятником погибшим коммунарам).

Надо заметить, что нынешнее Шатрово раньше делилось на село Шатровское (все строения по левую сторону р. Мостовка, здесь и была первоначально церковь) и д. Шатрово (по правую сторону реки). Село Шатровское было центром крупного торгового региона (резиденция благодетеля общины Якова Симоновича Финикова). Он имел 25 торговых заведений с общим годовым оборотом свыше 200 тыс. руб. Здесь более 200 семейств выделывали в год до 480 тыс. штук овчин, а 600 семейств занимались шитьём шуб (в год более 100 тыс. штук), сбывая товар в Н. Новгород, Ирбит, Камышлов, Шадринск, Тюмень, Ишим, Курган и на сельских ярмарках. Более 200 семейств изготовляли низший сорт сукна (до 40 тыс. аршин), столько же семейств вязали рукавицы, исподники (до 50 тыс. пар), около 100 семей вырабатывали до 7 тыс. опоясок. В районе изготовляли более 5000 пудов гречневой крупы, до 1,5 тыс. пудов клея, 600 пудов пряников и многое другое.

Торгующий крестьянин (позднее купец) из с. Шатровское Ялуторовского уезда Яков Фиников оказался вторым человеком после Шадринского купца Макеева, оказавшим помощь Рафайловской монастырской общине. Фиников письменно заявил Архипастырю о своём намерении построить храм на свои средства. При этом Фиников выразил желание построить храм по плану и фасаду Турушевского храма, и просил благословения на исполнение своего душевного желания. В дальнейшем он передумал и 25 сентября 1903 года заложил каменный храм по проекту кладбищенской церкви г. Шадринска. Он внёс на строительство 10000 руб., а также приобрёл церковную утварь. В этом же 1903 году Яков Фиников построил при Кодском ремесленном училище в Исетской волости приют для мальчиков-сирот, в котором жили, учились, постигали ремёсла немалое число ребят из Ялуторовского уезда.

Яков Фиников был из государственных крестьян, православным, уроженцем Владимирской губернии. Был прописан и проживал в с. Шатровском. Вместе с женой, Александрой Егоровной, торговал мануфактурой. В двух его деревянных домах, крытых железом, жили ещё 6 человек. Из них четверо грамотных приказчиков: супруги Смирновы, Спиричев, Турушев и две неграмотных работницы - Черепанова, Устюжанина. Вместе с отцом торговал мануфактурой его сын, купец 2-й гильдии Фёдор Фиников, помогала ему жена Капиталина Андреева. Сохранилось описание одного из домов Якова Финикова. Двухэтажный дом деревянного строения, в коем: вверху 4 комнаты, 2 механические печки,18 окон; внизу: кухня и 2 комнаты, 2 печи, 13 окон и одна кладовая. К дому пристроено крыльцо с балконом, стеклянными дверями и четырьмя окнами. У дома много различных построек. Большие пожертвования сделаны Яковом Финиковым на храмовое строительство каменной церкви с. Камышевского, начатого в 1890 году, а также церквей в Шуравиной и Портнягиной. В 1897 году в селе Больше-Духовное (ныне д. Духовка Шатровского района) на пожертвования и средства крестьянина Гавриила Мещерякова построена церковь во имя Великомученика и Целителя Пантелеймона.

 

Дворецкий сад

Одно из удивительнейших и красивейших мест Шатровского района, известное в народе как «Дворецкий сад» (площадь 8,8 га), относящееся к памятникам природы регионального значения. В прошлом это место принадлежало монахам Кодской заимки. Здесь находилась дача настоятеля монастыря. Крестьяне вели строительные и хозяйственные работы: возводили подворье, обслуживали два гурта мелкого рогатого скота и рабочих лошадей, строили избы для вкладчиков, в которых им предстояло жить на подворье монастыря. Когда и как происходила смена владельца земли неизвестно, но на плане и карте 1863 года участок уже отведён церковнослужителям села Шатровского. На это же указывают планы земельных участков 1834 и 1863 годов и их расположение. До сих пор на месте Дворецского сада сохранились следы прошлого: громадные тополя вокруг высохшего пруда с фрагментами плотины, место, где когда-то располагалась беседка, две улицы жилья с дворовыми постройками, липовые заросли, старый одинокий тополь в четыре обхвата, бобровые плотины на ручье…

 

Из церкви - магазин

К сожалению, после Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти коммунистов церковная жизнь постепенно сошла на нет. Некоторых священников расстреляли, других сослали в лагеря. В 1929 году по решению общего собрания граждан с. Шатровского церковь закрыли. Тюменский окружной исполком поддержал решение жителей села и ходатайствовал перед Уральским облисполкомом об использовании здания для культурных нужд. 3 марта 1930 года Модестовскую церковь закрыли. К 1947 году она была переоборудована и занята под магазин. К началу 1960-х здание, не имеющее куполов и не сохранившее никакого церковного вида, использовалось как магазин хозтоваров. Вскоре его разобрали, базар и лавки с южной стороны ликвидировали, и на их месте появилось здание Шатровского райкома партии и исполкома, а из брёвен церкви выстроили 2 двухэтажных дома (ныне это здания районного отдела культуры и иконной лавки, трапезной Шатровского Кирилло-Мефодиевского) прихода.

Печальна судьба и Рафайловской церкви, построенной на пожертвования шатровского купца Якова Финикова. Первый камень нового Успенского храма был заложен 25 декабря 1903 года. 6-9 сентября 1907 года были освящены два храма: верхний – в честь Успения Божией Матери, нижний – во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины. Освящение совершил епископ Тобольский Антоний в сослужении 10 священников. Рафайловская женская община в честь Успения Пресвятой Богородицы просуществовала лишь несколько лет. В 1922 году обитель была закрыта.

 

Возрождение веры

Мрак безбожия надолго покрыл страну и наш край. Шатровцы ровно 64 года оставались без духовного окормления, пока в 1994 году не появился первый священник, отец Константин. Посильный вклад в возрождении православной веры внёс священник Дмитрий. Но особенно заметное оживление церковной жизни отмечается с назначением на Шатровский приход в 2001 году иеромонаха (ныне игумена) Павла (Стрекалёва). В те времена Господь призвал к миссионерской деятельности Марию Петровну Леонтьеву. Она со всем энтузиазмом, энергией и напористостью помогала создавать приход, занималась материальными вопросами. В 2004 году в Каменск-Уральском отлили колокола, а в 2009 - смонтировали звонницу. Доброхотное жертвование для этого внёс индивидуальный предприниматель г. Тюмени, уроженец села Мехонского Андрей Иванович Корякин. Этого события долго ждали прихожане шатровской церкви. Им очень хотелось иметь колокольню, хотелось, чтобы колокольный звон плыл над селом в дни праздников. И вот долгожданное событие совершилось, что привлекло к ограде храма даже людей, далёких от церкви. Добротная звонница стараниями жертвователей, трудами неутомимого Андрея Ивановича была воздвигнута в церковной ограде. После освящения колокольни настоятель прихода, отец Павел сказал собравшимся такие слова:

- Издревле в наших сёлах строили звонницы, чтобы голос колокола поднимал народ на общее дело, если случится несчастье, чтобы созывал на Богослужения, звал к покаянию грешные души. И сегодня, взирая на этот труд многих людей, мы надеемся, что возрождение колокольного звона в селе явится ещё одним шагом к возвращению людей к вере, шагом ко спасению. Я знаю, верю, убеждён, что возрождение России начинается здесь, в глубинке. Что с этого храма, со звука этого колокола начнётся исцеление не одной души. Хочу, чтобы молодые люди здесь венчались, крестили детей, чтобы храм объединял, очищал и просвещал жителей села.

Надо сказать, что и в селе Рафайлово Исетского района возродили, можно сказать, из пепла бывшую церковь. Только называется сегодня она по другому - в честь преподобного Андрея игумена Рафайловского. В прошлом году здесь завершились работы по установке автоматизированной системы управления колоколами «Электронный звонарь». Восемь колоколов благозвучно «поют» в праздничные дни с колокольни храма. 27 марта в селе отмечают престольный праздник – день преподобного Андрея. Колокольный звон стал долгожданным подарком и символом возрождения храма и села.

Материал подготовил Виталий ЧЕРНЫШОВ.

с. Шатрово.

 

Сегодня село Шатрово имеет целых три престольных праздника: 31 декабря — в честь Святителя Модеста патриарха Иерусалимского (за историю села было построено 3 церкви в память этого Святого); 2 августа — в память Св. Пророка Илии и в настоящее время 24 мая — в память Св. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий были причислены ещё в древности. В Русской Православной церкви память святых просветителей славян чествуется с XI века. Для России празднование дня Кирилла и Мефодия имеет особое значение, поскольку славянский язык лежит в основе культуры государства российского

 

На 20 лет «повзрослела» дата основания села Шатрово. Выходит в этом году шатровляне отметят 377-й день рождения села

Категория: Наш край | Просмотров: 1129 | Рейтинг: 1.0/6| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼