ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2016 » Январь » 21 » Спасибо за деда...
10:06
Спасибо за деда...

В одном из ноябрьских номеров районной газеты «Сельская новь» я прочитала заметку, в которой просили откликнуться родных погибших в плену бойцов. Сразу обратила внимание на знакомое отчество — Евстропьевич. Я вспомнила, как мой дед Гриша рассказывал про своего брата — Степана Евстропьевича Конищева, который не вернулся с войны.

Семья Конищевых Марьи и Евстропия была самая обычная в селе Яутла. Их отличали набожность (были староверами) и большое трудолюбие. Детей у них было много, но в живых осталось шестеро: Григорий (мой дед), Кузьма, Елизавета, Степан, Зенофий и Елисей. Старшего Григория, 1909 года рождения, по состоянию здоровья не взяли в действующую армию, а призвали во время войны в трудовую армию. Кузьма ушёл воевать с первых дней войны, а Степан начал служить ещё до войны и встретил натиск врага в первые часы вероломного нападения фашистов. Воевать ему пришлось недолго — попал в плен (как сейчас выяснилось), а домой пришло извещение — пропал без вести. Мать день и ночь молилась за своих сыновей, но Степана судьба не вернула. А вот Кузьма вернулся живым, но не очень здоровым. Он тоже попал в плен и прошёл ад концлагерей, но потом ему повезло. В концлагерь приехали немецкие фермеры и взяли себе работников, в том числе и деда. Так Кузьма Евстропьевич оказался на немецкой ферме, где освоил ветеринарное дело. Эта специальность пригодилась ему и в мирной жизни после возвращения из плена. До самой пенсии он работал в колхозе ветфельдшером.

И вот через 75 лет наша семья узнала о судьбе Степана Евстропьевича. Сейчас мы знаем, где он похоронен, где упокоилась его душа. Благодаря беспокойным людям-поисковикам ещё один солдат выведен из безвестия. Спасибо вам и низкий поклон! Прямых потомков от Степана нет, так как он не успел создать семью. У нас даже фотографии его не осталось. Сегодня живут его 4 племянника и 6 внучатых племянников.

 

Врезка

Степан Евстропьевич Конищев родился 11 декабря 1921 года. В плен попал в городе Могилёв (Белоруссия) 22 июля 1941 года. Содержался в Шталаге ХД (310) под лагерным номером 35806. Погиб 4 февраля 1942 года. Место захоронения Хайдкален.

 

… Поклон за отца

Горнило войны прошёл и мой отец Кузьма Яковлевич Строжков. Вся его жизнь была сопряжена с многими трудностями, потерями, испытаниями.

 

Он рано остался без матери, воспитывался с дедом Абрамом Тимофеевичем, который был глубоко верующим человеком. В их семье правила жития соблюдались очень строго: пост, молитва, никакое дело не начинали без благословения деда. Хозяйство у деда было крепкое. Когда началась коллективизация, их семью раскулачили одну из первых: забрали в колхоз скот, дом, имущество, а самих выслали в село Рудянку Свердловской области. Позже они вернулись на родину, купили домик. Отца в 17 лет призвали в армию, сказали: «Пока будешь проходить обучение в г. Чебаркуль, тебе исполнится 18, тогда отправим на фронт». К сожалению, многим так и не удалось ни повоевать, ни вернуться живыми домой. Голод, холод и заразные болезни «косили» в учебке молоденьких пацанов сотнями! Отец рассказывал, что курсанты ходили по помойкам, собирали капустные и картофельные очистки, чтобы как-то выжить. Многие умирали от брюшного тифа. Отец тоже заболел от дистрофии, но его спас врач. Он положил его в больницу и держал до самой отправки на фронт. Затем начались боевые дороги. Папа служил в армии под командованием маршала Рокоссовского. Нам, детям, он всегда рассказывал о нём с восхищением, гордился, что довелось видеть и слышать этого военачальника. Воевал он пулемётчиком, зенитчиком и простым пехотинцем. Воевал, по-видимому, достойно, потому что награждён медалью «За отвагу». Но к нашему стыду мы не знали точно за что. Не очень слушали и не пытались расспросить о боевом пути своего папули. А потом было уже поздно (отец умер в 64 года). И только в редакции газеты «Сельская новь» я точно узнала, за что наградили бойца Строжкова. В Приказе № 026 от 17 июля 1945 года по артиллерийской 238-й стрелковой Карачаевской, Краснознамённой ордена Суворова дивизии написано: «Наградить медалью «За отвагу» наводчика отдельной зенитно-пулемётной роты красноармейца Строжкова Кузьму Яковлевича за то, что он в боях на левом берегу реки Одер 19.04.1945 года при отражении контратаки огнём из пулемёта ДШК при точной стрельбе уничтожил до пяти немецких солдат, проявив при этом отвагу и мужество».

А вот о медали «За взятие Кенигсберга» он нам немного рассказывал. Бои там были очень тяжёлые, кровопролитные город переходил из рук в руки неоднократно. Много боевых товарищей потерял тогда отец...

После войны отца оставили служить в Германии ещё пять лет. Домой он вернулся в 1950 году. Женился на Евдокии Григорьевна (племяннице Степана Евстропьевича). Видите, как судьбы переплетаются. Родили девять детей (!), трое умерло, и сейчас нас шестеро: трое в Яутле, другие в Мостовском, Екатеринбурге и Туле. В Туле, кстати, уже два года подряд правнучка Маша в День Победы выходит на парад победителей с портретом прадедушки. Мы все этим гордимся.

Помимо боевых наград, были у отца и ранения, которые очень сильно сократили его жизнь. Я повторюсь, мы, дети участников войны, не очень интересовались жизнью отцов, как они воевали, об их фронтовых дорогах. А сами они не любили вспоминать войну (судя по отцу). Дежурная фраза у многих была: «А чё там говорить, рассказывать». Иногда 9 Мая, когда фронтовики собирались в узком кругу, можно было слышать, как они вспоминали новобранцев, которые шли в первую атаку с криком Мама! Как боялись первых убитых товарищей, а потом привыкали и даже рядом с убитыми спали. Ночёвки были в окопах, утром обнаруживали, что смерзались друг с другом мокрыми шинелями, но никто не болел простудой. Когда мы учились в школе, то на утренники приглашали одних и тех же ветеранов. И мы о других участниках войны знали больше, чем о своих родителях.

Папа наш был очень скромный и незаметный человек и самое главное, по-моему, у него совсем не было чувства зависти. С нами, детьми, он был очень мягким и обходительным. Ни разу не доходил до крика, не говоря о том, чтоб поднять руку, даже шлепком не наказывал. Образования он, конечно же, не получил, только семь классов, но по природе был умным человеком. Поэтому он работал счетоводом в бухгалтерии колхоза, учётчиком в бригаде. И не ошибусь, если скажу, что за всю жизнь он не поскандалил ни с кем в Яутле. Светлая ему память.

Клавдия КОРКИНА.

с. Яутла.

Категория: Великой Победе посвящается | Просмотров: 825 | Рейтинг: 2.1/7| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼