10:08 Чем выше Божественное призвание, тем больше скорбей | |
Недавно корреспондентам районной газеты стало известно об уроженце села Изъедугино, дьяконе Василии Ивановиче Ситникове. В 1918 году он был убит большевиками. Сегодня наш рассказ о его непростой жизни и мученической кончине. Детство и отрочество Потомственный священнослужитель Иоанн Львович Ситников по окончании Пермской Духовной семинарии был направлен в село Изъедугинское (оно находилось на самом краю Пермской губернии, на границе между Шадринским и Ялуторовским уездом). Там 22 апреля 1867 года у него родился сын, которого в крещении нарекли Василием - это и был будущий священномученик Василий Ситников. В селе долго не было своего храма, и жители не особо об этом заботились. Отец Иоанн Ситников почти 10 лет совершал службы в часовне, пока, наконец, прихожане не купили в Каргаполье деревянную церковь. За 5 лет она была возведена и в 1862 году освящена в честь Святого Пророка Иоанна Крестителя. В этом храме 5 лет спустя и был крещён младенец Василий, получив имя в честь священномученика Василия, епископа Амасийского. По учению церкви, чем выше духовное устремление человека, чем выше его Божественное призвание, тем больше скорбей в его жизни. Когда Василию было 6 лет, умер его отец. На иждивении матери осталось пятеро детей. Мать после смерти мужа часто болела. В таких стеснённых обстоятельствах проходили детские годы Василия. В 11 лет он поступает в приготовительный класс духовного училища, в котором живёт на полном епархиальном содержании. Селят его с такими же детьми-сиротами или детьми очень бедных родителей в общежитии при училище. Плохая, неудобная одежда из грубой материи, жизнь в общежитии вдали от дома, скудное питание - всё это стало причиной частых болезней. Во время болезни никто не отпускал отрока домой, при училище имелась собственная врачебная палата, в ней Василий и стал частым «гостем». Здесь он особенно сдружился с одноклассником Владимиром Сергеевым, сыном училищного фельдшера. Владимир был горбат и потому всегда сторонился шумных юношеских компаний. Во Владимире Василий нашёл понимающего и внимательного друга на долгие годы. Они будут вместе служить в одном храме и, убитые красноармейцами в разных местах, будут похоронены в одной братской могиле. А затем, опять же вместе, прославлены в лике святых.
Начало служения После смерти матери в 1882 году Василий увольняется из училища и приезжает в родной дом. Три года спустя умирает его старший брат Александр, бывший ему вместо отца. Вдовой остаётся его молодая супруга с младенцем на руках. Василия определяют на должность псаломщика в Изъедугинской церкви. Теперь на его плечи ложатся заботы обо всей многочисленной семье. При таких жизненных обстоятельствах молодому человеку было не до устроения личной жизни, поэтому женился он поздно, в 30 лет. Уже после свадьбы псаломщик Василий посвящён во чтеца и получил право носить стихарь за богослужением, а через год, 14 июня 1898 года, Преосвященным Христофором, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, его рукоположили в сан диакона. Внутренняя жизнь святого человека всегда тайна для нас, но вестники добродетельной души - его добрые дела. Из архивных документов нам известны многие добрые поступки дьякона Василия. В частности, он, будучи псаломщиком и получая маленькое жалование, не только помогал своей семье, но и совершал дела благотворительности. Известны его пожертвования на нужды общества Симеона Верхотурского, Палестинского и Миссионерского обществ. Василий обладал хорошим музыкальным слухом и голосом. Уже после посвящения в сан диакона все 10 лет до перевода на новое место службы он преподавал детям местных крестьян церковное пение в Изъедугинской школе грамоты. 14 марта 1909 года диакон Василий Ситников по собственному прошению был переведён на штатное дьяконское место в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в село Бакланское. Это был волостной центр, почти в 4000 жителей против 800 жителей Изъедугиной. А храм просто поражал своим величественным видом - каменный, двухэтажный, шестипрестольный! Не каждый городской собор мог тогда гордиться таким благолепием, а сейчас на всём Урале едва ли найдётся храм с таким количеством престолов. Но жалование от казны диакону выделялось очень маленькое, всего 42 рубля в год, а тем временем подрастали дети, их надо было учить. Надо сказать, что семья Ситниковых даже по тем временам была большой. Супруга Надежда Александровна родила отцу Василию 8 детей: Серафиму, Александра, Анатолия, Василия, Владимира, Валентина, Раису и Аркадия. Дьякон Василий делал всё возможное, чтобы его дети получили достойное духовное образование, которого он сам в своё время получить не смог. Но не всё гладко получалось на этом поприще, средств на образование детей постоянно не хватало. 5 ноября 1913 года Василий Ситников решается на переезд. Видимо, он понял, что на это есть особая воля и благословение Божие. «В мире скорбны будете», - говорится в Святом Евангелии. Святые отцы призывали людей возлюбить скорби, ибо без них невозможно дело нашего спасения. В жизни священномученика ярко прослеживается отражение этих евангельских слов. Долги за учёбу детей выросли настолько, что даже повышенный оклад не позволил расплатиться с ними. В 1914 году отец забирает дочь Серафиму из 4 класса Епархиального женского училища, чтобы выучить сына, которому к тому времени уже грозило отчисление за неуплату. Но и это не помогло, через два года Александра всё же отчисляют из Камышловского Духовного училища. Злой рок, наказание или проклятье от Бога? Нет, всё это часть жизни избранника Божия священномученика Василия.
Мученический венец В январе 1918 года власть в Шадринском уезде перешла в руки большевиков. 29 июня, после наступления белочехов совместно с белогвардейскими частями, красные практически без боя оставили Шадринск, отступили в район станции и села Далматово, где и начали укрепляться. 8 июля 1918 года центр города был окопан красноармейцами со всех сторон. На небольшой территории собралась огромная по тем временам армия в 600 человек. 9 июля началось наступление белогвардейцев со стороны села Затеченского. Красноармейцы приготовились отражать атаку, и вдруг раздался колокольный звон - звонили колокола Николаевской церкви. Конечно, это разъярило большевиков, они ворвались в церковь и схватили двух священников - будущих священномучеников - Владимира Сергеева и Александра Сидорова и растерзали их за городом, вдали от людских глаз. В это же время лишён жизни и дьякон Василий. Его убили лишь за то, что обличал большевиков в разграблении квартиры настоятеля Свято-Николаевского храма Григория Черемухина. Священномученик не испугался, не спрятался, трусливо выжидая окончания резни, не стал молчать, видя зверства озлобленных большевиков. Он безбоязненно возвысил свой голос в защиту правды, как он это часто делал в жизни, - и за это пострадал и принял мученический венец. Неизвестно, каким издевательствам, мучениям и пыткам подвергался дьякон Василий. Тело убиенного диакона было предано земле спустя несколько дней на станции Далматово. Одна из жительниц Далматова вспоминала: «На похороны нас, тогда ещё малолеток, водила бабушка. Помню закопали 4 гроба – тогда вместе с убитыми священниками хоронили диакона, которого зачем-то красные увозили в Катайск, где потом и убили, и старосту. Весь город был потрясён зверской расправой, люди плакали…». Известна судьба супруги и детей отца Василия: Надежда Александровна, после смерти мужа, ещё во время гражданской войны вернулась в Изъедугино вместе с детьми. Во время гражданской войны старшую дочь Серафиму вместе с некоторыми другими жителями села, при взятии деревни, закрыли в одном из домов, там солдаты часто их избивали, Серафиме выбили зубы прикладом. В 1930-е годы церковь сгорела, а семью дьякона раскулачили и выселили из дома. Дом разобрали и перенесли для нужд колхоза. Семья осталась на улице. Из сосен, росших в ограде дома, сын Валентин срубил скудную хибарку, в ней не было даже деревянного пола, и все они ютились в ней. Потом дети начали жениться и разъезжаться. Валентин женился и уехал в Свердловск, был стахановцем. В Изъедугино с матерью остался сын Анатолий и дочь Серафима. Анатолия, работавшего счетоводом Ожогинского сельсовета, в 1937 году репрессировали. Все остальные братья погибли на войне. Надежда Александровна скончалась перед войной. Серафима жила в Мехонском, в 1984 году вернулась в Изъедугино, жила у приёмной дочери Тамары Павловны Ковковой до своей смерти в 1987 году. Как погиб отец, она никогда не говорила, скрывала. Серафима всю жизнь проработала учительницей, когда состарилась, перешла на работу в интернат, мыла и стирала детям. Была верующей, но в церковь не ходила, так как церкви в селе не было.
P.S. В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской православной церкви принято решение о канонизации 860 человек из огромного числа новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. В их числе и священомученик дьякон Василий Ситников. Материал подготовил Владимир ЧЕРНЫШ по данным Екатеринбургской митрополии. Постановлением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002 года Василий Ситников причислен к лику святых. День памяти священномученика 11 июля.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |