ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2017 » Февраль » 16 » Всё пережили, ясных дней не видали...
09:33
Всё пережили, ясных дней не видали...

Чтобы описать все тяготы и лишения, которые пришлось пережить героине моего рассказа, конечно, одной газетной статьи недостаточно. Тем более, что она красноречивый собеседник, и несмотря на солидный возраст - 88 лет, помнит события из своей жизни до мельчайших деталей, до сих пор живы в памяти названия населённых пунктов, даты, фамилии и имена ...

Екатерина Александровна Власова родилась в городе Орехово-Зуево Московской области. Папа — Александр Александрович — был военным лётчиком, а мама — Татьяна Ивановна — заведующей на текстильной фабрике. Перед войной отца перевели на другой аэродром, и семья переехала в посёлок Поречье. В семье было пятеро детей.

- Когда началась война, - вспоминает моя собеседница, - старшая Анастасия уже вышла замуж и жила своей семьёй, Николай был призывного возраста и попал на фронт, Владимиру было 14 лет, мне исполнилось 16 мая — 13, а самой младшей Машеньке было 4 годика.

Когда начали эвакуировать текстильную фабрику, эшелон с оборудованием попал под бомбёжку, мама получила смертельное ранение, а потом и папа погиб в 1942 году...Машу забрала к себе мамина сестра, а мы с Вовкой попали в разные детские дома. Уже повзрослев, я тридцать лет разыскивала своих родственников, но поиски не увенчались успехом.

Немецкая армия подходила всё ближе, до Москвы оставалось 9 км. В срочном порядке началась эвакуация детей, женщин и стариков.

- Сначала нас привезли в Уваровку, а потом в Чкаловский детский дом, - показывая старые чёрно-белые фотокарточки, повествует Екатерина Александровна. - Вместо занятий в школе мы убирали бахчу: дыни, помидоры, огурцы. Помню постоянный вой сирены. В километре от нас находился Чкаловский аэродром, и когда его бомбили, мы не всегда успевали спрятаться в укрытии, и нас взрывной волной скидывало с лестницы второго этажа...

Вскоре Чкаловский детский дом во главе с директором Александром Степановичем Кмитто начал эвакуацию. Детей погрузили в товарные вагоны, и начался долгий путь до конечной станции - деревни Ирюм Шатровского района - длиной в 28 дней. Путь, который героиня моего рассказа до сих пор не может вспоминать без слёз:

- Ехали 5 км. туда да 10 - обратно. Помню, заехали в тупик в Ясную Поляну, а там капуста в снегу замёрзшая стояла, дети наелись её и умирать стали...Не раз нас бомбили по дороге, тогда всех детей выгоняли под откосы — лежали, не поднимая головы, пока не кончится бомбёжка. Повсюду трупы, вода в кюветах красная от крови была...

Вот так в товарняке на деревянных нарах под звуки бомбёжки почти без пищи и воды томились дети. Наконец прибыли в Челябинск, но там не было возможности разместить такое количество детей. Тогда поехали в Шадринск, и уже оттуда ребят на лошадях отправили в Ирюм.

- Завернули нас в одеяла, в солому зарыли и привезли в деревню. Три дня мы ехали до Ирюма. Более 200 детей разместили в поповском доме, спали на топчанах, мест не хватало, и кто-то, сидя, спал. Выдали нам по наволочке, набили их сырым опилом, отчего потом блохи завелись. В школе писали на чёрных грифельных досках мелом. Было очень холодно, а ходили мы в галошиках резиновых. Помню, как коробки с хорошими продуктами, на которых было написано «конфеты», «сливочное масло», «тушёнка», местное руководство по своим растаскивало, а нам, детдомовцам, ничего не доставалось. Много тогда детей умерло от простуды и дистрофии. Однажды воспитательница добыла где-то рюмочку соли и каждому ребёнку по кристалику раздала. А вот когда директором снова Кмитто стал, нам и валеночки тёплые выдали, и кормить лучше стали. Тяжело нам было, и пожаловаться было некому — ни мамы, ни папы не было...

Так получилось, что16 юных, самых лучших лет прожила Екатерина Александровна в Ирюме. Окончив 7 классов пошла работать на пилораму. Затем её с подругами Шурой Неустроевой и Лизой Колмаковой отправили на Уральский хребет на Благодатную Демидовскую гору обогащать руду. День работали, а ночь стояли в очереди, чтобы получить 300 гр. хлеба, который был, как горькая полынь. Не выдержали девушки, сбежали, но их обратно воротили и отправили в Миасс на завод работать у станков, раньше этот завод выпускал подростковые велосипеды и варшавские кровати, а во время войны его переоборудовали для выпуска «тридцатьчетвёрок». Вскоре девушка вернулась в ставший ей родным Ирюм. Где только не работала: и на быках дрова возила, выучилась на тракториста и стала работать на прицепе. Когда первым сыном, Сашей, беременная была, поставили кочегаром работать на паровой мельнице. День работала, а вечером до ночи мололи колхозу пшеницу на муку. Пережила очень сложную операцию, после которой тяжёлую работу делать было нельзя - летом весовщиком работала — хлеб принимала от комбайнов, зимой полы мыла в колхозной конторе.

- В 1957 году моя хорошая знакомая переманила меня в Ертарку. Там я 15 лет на на химдыме отработала, живицу добывали. Там у меня второй сын родился - Андрей. А в Шатрово мы уже в 1972 году приехали. Долгое время в Шатровском училище дежурной работала. Последнее время работала в дирекции киносети фильмопроверщицей, оттуда и на пенсию меня проводили. Но выйдя на пенсию, ещё 6 лет трудилась в больнице посудомойкой, санитаркой, мыла полы в кинотеатре.

Екатерина Александровна — ветеран труда, труженик тыла, имеет много грамот, медалей. До сих пор сама себя обслуживает, ни минуты не сидит без дела, всё время в движении. Летом любит в огороде покопаться, сама делает заготовки на зиму.

- В том году было много крыжовника, так я нашла рецепт с апельсином, перемолола с сахаром и закатала, - угощая меня вкусным вареньем, рассказывает баба Катя. - Сама салаты и помидоры на зиму заготавливаю...

За зиму всем родственникам тёплых безрукавок, носков и рукавичек навязала. Живо интересуется жизнью в стране и в районе, выписывает две любимых газеты: «Аргументы и факты» и «Сельскую новь».

В настоящее время живёт у младшего сына, Андрея. Он построил для матери небольшой уютный домик в одном дворе со своим большим домом. Провёл газ, воду, и баба Катя очень довольна, и вроде как свой уголок, и рядышком с сыном. Тем более, что на далёкие расстояния она ходить уже не может, а тут в любой момент может в гости зайти и с правнуками поняньчиться. Кстати, у неё уже 5 взрослых внуков и 11 правнуков, на днях родится 12-й.

- Жизнь свою я честно прожила, - заключает Екатерина Александровна. - Всё пережили, ясных дней не видали...

Ольга САЗОНОВА.

Категория: Наш край | Просмотров: 586 | Рейтинг: 1.0/4| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼