ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2014 » Ноябрь » 5 » Может ли быть виноват весь народ?
14:05
Может ли быть виноват весь народ?

Этим вопросом задаётся житель райцентра, многочисленные родственники которого в одночасье стали жертвами политических репрессий. Ответ очевиден: нет.

По данным отдела социальной защиты населения, на территории нашего района проживает 28 человек, которые официально признаны жертвами политических репрессий, 20 из них, согласно Закону «О реабилитации жертв политических репрессий», по достижению пенсионного возраста ежемесячно получают по 457 рублей, плюс доплата за коммунальные услуги (другие 8 - инвалиды). Один из них - Роберт Викторович ВАГНЕР.

Судьба его родных, знакомых, а в целом всех жителей «Автономной Социалистической Советской республики немцев Поволжья» перевернулась в один миг. 70 лет назад для российских немцев завершилась целая эпоха – их республика на Волге была упразднена на основании декрета Сталина. Деревни и населённые пункты, в которых проживали 600 000 человек, были разрушены, собственность жителей подлежала конфискации, и они были депортированы в разные части России, в первую очередь в сибирские степи, где вынуждены были заниматься принудительным трудом. Летом 1941 года политическое руководство страны увидело в этом народе угрозу в начавшейся Великой Отечественной войне. Их обвинили в пособничестве фашистской Германии. В 24 часа население всей республики было насильственно погружено в эшелоны, и отправлено в Сибирь, Казахстан.

Хотя личная трагедия семьи Вагнер началась задолго до этих событий. По словам Роберта Викторовича, его дед Самуил родился и жил в Америке. Перед революцией он приехал в Россию, где и женился на Генриетте Вебер. В семье родились дочь Ирма и три сына - Владимир, Виктор и Александр. Дед работал сапожником, бабушка поваром. В целом семья не бедствовала, своим трудом обеспечивала себя полностью. В 30-х годах прошлого столетия в Поволожье случился неурожай. Многие голодали и даже умирали от недостатка пищи. Дед написал письмо родственникам в Америку, в котором попросил помощи. И помощь пришла в виде нескольких сотен долларов. А в СССР наличие иностранной валюты считалось уголовной статьёй. Деда арестовали. Перед войной он умер от голода в тюрьме…

После высылки семья Вагнер оказалась в селе Самарово (где позже на этом месте появится город Ханта-Мансийск). Первые годы жили в землянках, очень много людей умерло от холода и голода, особенно в годы войны. В первый же год от воспаления лёгких умерла старшая дочь Ирма. Младшие сыновья, чтобы выжить, ходили по помойкам, ища пропитание. Старшие трудились на лесоповале. От поселения удаляться дальше, чем на 5 км, было запрещено. Повсюду жесткий контроль. Только в 1956 году их семью, как и большинство других, реабилитировали, то есть признали, что они не в чём не виноваты. Было это очередное политическое решение нового партсекретаря Н.С. Хрущёва, не к чему и никого не обязывающее. Только на бумаге. Лишь в 1963 году поволжским немцам разрешили вернуться на малую родину или уехать в другую местность. Некоторые поехали на свою историческую родину, но их дома были заняты другими, поэтому, как говорится, не солоно хлебавши, они вернулись на прежнее место жительство. Вот такая реабилитация!

Ни бабушка, которая прожила 102 года, ни отец Виктор Самуилович, ни другие родные не любили вспоминать, тем более рассказывать про тот страшный период времени. Все честно трудились на благо своей страны.

Сам Роберт Викторович окончил училище Тюменского моторного завода по специальности слесарь-сборщик авиадвигателей, прошёл службу в воздушно-десантных войсках. Многие годы трудился на Севере: автокрановщиком, плотником, водителем. В семье Вагнер двое детей. Сейчас Роберт Викторович на заслуженном отдыхе.

На вопрос: «Как он оценивает те события, которые произошли с его родными? Остались ли в душе осуждение, неприятие тех политических решений?» Он ответил:

- Думаю, что мои родные ещё легко отделались. Ведь сотни тысяч наших соотечественников были брошены в лагеря, где без суда и следствия расстреляны. Я глубоко уверен, что современное общество ещё не готово понести тяготу осознания нашей недавней истории и сколь-нибудь честного, непредвзятого подхода к её оценке. По-видимому, должны миновать поколения, прежде чем русский человек найдёт силы сказать себе правду. А пока по лицу нашей земли продолжают «красоваться» памятники с характерным жестом, указующим «верный путь», которым призывались идти к «светлому будущему» наши отцы и деды. Путь, как выяснилось, в никуда. Путь, отмеченный миллионами смертей и искалеченных человеческих жизней. Любые попытки призвать к правдивому взгляду на недавнюю государственную идеологию, заканчиваются равнодушием одних и возмущённым несогласием других, новым разделением в нашем обществе, и без того далеком от единства. Хотя анализ ошибок, уроков прошлого – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чьё-то, это наше прошлое...

 

Поволжские немцы - один из народов, сформировавшийся в России к началу XX века из потомков переселенцев преимущественно из германских государств, расселённых на основании манифестов Екатерины II в Нижнем Поволжье в 1760-е гг. и проживавших там вплоть до 1941 года. Последствия депортации стали причиной возникновения переселенческого движения в Германию, которое особенно усилилось в 1990-е г.г.

Владимир ЧЕРНЫШ.

Категория: Наш край | Просмотров: 749 | Рейтинг: 2.8/9| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼