ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2016 » Ноябрь » 9 » «Мне те края ночами снятся...»
09:12
«Мне те края ночами снятся...»

В этом году деревне Мостовка-2 исполнилось бы 275 лет. Восемь лет назад этот населённый пункт покинули его последние жители — Попов и Смирнов — оба Александры Ивановичи (переехали в Яутлу). До сих пор многим бывшим селянам Мостовки снится по ночам их деревенька с рядами добротных домов на передней и задней улицах, с яркими цветами герани на окошках. Снятся сосновые боры, просторы золотистых хлебов, взращенных трудолюбивыми руками односельчан. Сейчас сюда приезжают люди только на деревенский погост, чтобы поправить могилки родных, помянуть близких людей. А начиналась жизнь деревни так.

 

История Мостовой

Заселение этого края началось ещё в 18 веке. С центральной России шёл сюда люд в поисках свободных земель, было среди них немало староверов. Первые ходоки облюбовали для жительства это место. А место было действительно красивое: река, богатая рыбой, клюквенные рямы, утопающие в зелени леса, урожайная земля. Вот и решили ходоки здесь обосноваться - стали строить свои первые дома. Скупые строки архива повествуют о фамилиях, численности населения в деревне. Так, в 1816 году проведена VII государственная ревизия населения волостей. Мостовка-2 относилась к Ирюмской волости, которая входила в состав Шадринского уезда Пермской губернии. В то время Мостовка-2 по документам называлась Мостовой. В ней проживало 48 семей (156 мужчин, 129 женщин). Числилось 5 дворов Дёминых, 5 дворов Прохоровых, 4 двора Вардугиных, 3 двора Банных (Банниковых), 3 двора Варлаковых. Жили своими дворами Бутаковы, Алфёровы, Рыжковы, Чаринцевы. Все эти фамилии дошли и до наших дней.

Позднее Ирюмская волость была расформирована. Все её деревни, за исключением д. Катарачи, вошли в Шатровский район. В 1915 году Мостовка относилась к Яутлинской волости. В эту волость входили: Яутла, Ирюм, Кабановская, Колмакова, Мостовая, Теплоухова и село Богоявленское. В волости было 1185 дворов, население составляло 5592 человека.

В 1894 году сделан обзор крестьянских промыслов и торговли в уезде. Так, смолу и дёготь производили 6 семей мостовчан, они же изготовляли для продажи вар. Несколько семей торговали холстами, пряжей и скатертями. Две семьи изготовляли крупу до 600 пудов в год. В 1906 году в Мостовке, Овчинниковой и Дружининой изготовляли более 5000 пудов гречневой крупы, которую сбывали на Урал, также выпекали 600 пудов пряников.

Земская школа в Мостовке открыта в 1892 году, размещалась в наёмном здании. В 1913-1914 учебном году в школе обучалось 68 детей.

Люди в деревне жили дружно. Помогали друг другу строить дома, рыть колодцы, сеять и убирать хлеба. Сеяли в основном рожь и яровую пшеницу, гречиху и просо, коноплю и лён. Каждый житель навсегда запомнил запах родного деревенского хлеба, пышного и ноздреватого, с румяной корочкой, его ни с чем несравнимый и чудесный вкус...

В 1929 году в Яутле организована сельхозартель «Передовик», а в Мостовке-2 — коллективное хозяйство «Колхозный фронт». Основным видом деятельности было производство сельскохозяйственной продукции, её переработка и реализация. В годы Великой Отечественной войны почти полсотни мужчин ушли из Мостовки защищать Родину. По данным односельчанки Капитолины Петровны Вардугиной, на фронтах погибли и умерли в госпиталях около сорока земляков. Она назвала и Ефросинью Жлудову, погибшую на оборонном заводе. С войны пришло 32 бойца, из которых 12 были инвалидами (по данным районной книги «Они с войны пришли живыми).

В мае 1950 года колхоз «Передовик» объединился с колхозами «Ударник», «Смычка» (все находились в Яутле) и с колхозом «Колхозный фронт», оставив прежнее название. Одна часть деревни работала в колхозе, другая в Ширинском лесничестве и в Химдыме (собирали смолу из сосен). Лесничим был Анатолий Тимофеевич Зыков с женой Фаиной Сергеевной. На этом поприще долгое время трудился замечательный человек Анатолий Николаевич Сёмкин. По воспоминаниям односельчан, это было самое счастливое время в истории деревни - время радостного труда. На работу выезжали с песнями, трудились от зари до зари. Хозяйство год от года богатело, люди жили безбедно. После трудов праведных народ в Мостовке любил и умел повеселиться от души, отмечая равно как новые советские праздники, так и старые престольные. Например, в Пасху всё село собиралось на степи за селом, где росли вековые берёзы (ребята мастерили на них качели, а девчата пели песни). Взрослые играли в лапту, «бабки». А невдалеке стояла старинная мельница с крыльями и избушкой наверху.

И сейчас по традиции в Троицкую субботу многие бывшие мостовчане приезжают в родное для них место, чтобы почтить память своих родителей и земляков. Объединённый колхоз просуществовал более сорока лет. Здесь были свои передовики производства, победители соцсоревнований, ударники пятилеток... Но перестроечные времена взяли своё. Арбитражный суд признал колхоз банкротом. И жизнь здесь стала умирать.

 

Эпизоды прошедших лет

В жизни каждого человека однажды наступает такой момент, когда он начинает всё чаще и чаще вспоминать эпизоды прошедших лет. Эти воспоминания связаны с дорогими людьми и любимыми местами. Бывшая жительница Мостовки-2 Нина Ивановна Созонова (Попова) поделилась своими воспоминаниями о малой родине:

- Бессонными ночами грезится мне дорогая деревенька Мостовка. Спустя много лет, она становится мне всё роднее и ближе. Наверное, потому, что нет её на земле, стоят там сейчас заросшие крапивой и бурьяном брошенные дома. Умерли старики, молодёжь разъехалась по городам в поисках лучшей доли. К центральной усадьбе (д. Яутла) провели асфальтированную дорогу. А наша деревенька умерла, так и не дождавшись лучших времён. Сейчас поражает запустение и заброшенность, когда-то весёлой, окошенной и ухоженной деревеньки. Не поменяли места «жительства» только полуразвалившийся обелиск погибшим на войне землякам да сельское кладбище. Грустно от этого разорения, ведь несколько поколений жителей старалось обустроить свою жизнь, сделать деревню лучше. Как жестоко время, которое заставляет нас расставаться с тем, что дорого в жизни! Прости нас, Мостовка, за это разорение, за то, что не уберегли тебя от всех потрясений. Прости за всё!

 

Уж мне сейчас немало лет,

Но ничего я не забыла,

Как в детстве бегали по лужам босиком,

Как свадьбы весело справляли.

Как в праздники гуляли всем селом

И с горки Ганькиной катались мы зимой.

Потом счастливые бежали все домой,

Нас мама радостно встречала

И всех так крепко обнимала,

Одежду мокрую снимая, говорила:

«Садитесь-ка быстрее все за стол,

А то уж ужин остывает».

Поужинав, юрк к бабушке на печь,

И просим сказочку нам рассказать.

А летом! Летом просто красота!

Идём всем нашим краем в лес - вся детвора,

А там — ну просто чудеса!

Грибов и ягод здесь полно.

Клубника, костяника, земляника,

Подальше в лес — черника и брусника,

И клюква на болоте есть, бери сколь хочешь.

Вот только не ленись, а мы и не ленились.

Набрали все по полному ведру,

Ты только посмотри, какая тут отрада,

Несём домой, и сердце радо!

О милый край, как ты хорош, богат,

И лучшего не надо.

Но в школу мы ходили в соседнее село,

И выросли все как-то незаметно.

Впервые в жизни все влюбились,

Мальчишки наши здесь же все почти женились,

Мы замуж вышли, и детишки народились.

Детишки здесь растут, как после дождика грибы,

Ведь здесь приволье и воздух чист.

Но вот досада — здесь школы нет и нет детсада,

Работы тоже нет и нет дороги.

И семьи потихоньку стали уезжать,

Детей ведь надо как-то поднимать.

Вот так наша деревня стала умирать,

Домов осталось в ней уже с десяток,

И те уж, покосившися, стоят,

Осиротевшие, тоскуют без хозяев.

Здесь раньше колосилися поля,

И всем здесь было дело.

Здесь полные стояли закрома своего хлеба,

Паслись в степи стада, и жизнь кипела.

... Но скоро перестройка началась, так вот в чём дело!

И ты, наша деревня, умерла, так власть хотела.

Да и никогда уж больше не вернуть

Нам беззаботной и счастливой той поры.

Но сердце возвращает вновь и вновь

В тот уголок, который сердцу дорог!

Владимир ЧЕРНЫШ

 

Химдым - это название временных посёлков, где живут рабочие по сбору сосновой (или еловой) смолы. Смолу с деревьев (сосен) собирают не более трёх лет и обычно через пять, шесть лет жители посёлка переезжают на новое место жительства, на другой участок леса, где смолу с деревьев ещё не собирали.

 

 

 

Категория: Наш край | Просмотров: 1056 | Рейтинг: 2.6/11| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼