ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2016 » Апрель » 13 » Лётчик-штурмовик Собенин ЖИВ!
14:52
Лётчик-штурмовик Собенин ЖИВ!

Савелий Ефимович Собенин

 

После публикации в районной газете «Сельская новь» статьи «Боевой счёт штурмовика Собенина» в №8 за 25 февраля в редакцию стали поступать телефонные звонки. Наши читатели, в том числе и Евстолия Афанасьевна Ядрышникова, сообщили, что у героя-лётчика есть родственники и друзья.

Бомбёжка немецкой базы

Журналисты газеты встретились с внучатым племянником Савелия Ефимовича Собенина Валентином Александровичем Собениным из г. Шадринска, другом семьи Татьяной Дмитриевной Масловой и расспросили у них о судьбе нашего земляка. Какое же было наше удивление, когда мы узнали, что фронтовик жив! Сейчас он проживает с супругой Лидией в Крыму в г. Феодосия. Нам удалось пообщаться по телефону с самим фронтовиком, его женой и дочерью.

Вот так общими усилиями, а главное, со слов самого фронтовика и его родственников, сложилась более полная военная и послевоенная биография Савелия Ефимовича Собенина.

Перед войной Савелий Собенин поступил учиться в Шадринскую школу лётчиков Гражданского Флота. Когда началась война, всю школу мобилизовали в армию и отправили в Вольское авиационное техническое училище. После его окончания мл. лейтенант Собенин был отправлен на фронт в составе 28 и 29 авиационных полков. Бил фашистов сначала на Волховском фронте, затем был откомандирован на Северный флот, аэродром Ваенга. В конце 1943 года лётчика направили в учебный центр для освоения нового в то время самолёта «ИЛ-2» и его боевого применения по морским целям. После окончания центра его зачислили в 46-й штурмовой авиаполк ВВС Северного Флота, в составе которого он и принимал участие в боевых действиях до конца войны против фашистских захватчиков. Топил суда противника в открытом море, бил с однополчанами по портам в Норвегии, где базировались немецкие корабли, штурмовал передний край фашистской обороны. В семейном фотоархиве есть даже фото бомбардировки немецкого порта с самолёта мл. лейтенанта Собенина (оказывается, что не только на современных самолётах есть фото - и видео фиксация работы пилота).

- Шесть раз я был подбит над Баренцевым морем, - вспоминает ветеран. - Садился на вынужденную посадку на Рыбачьем, на о. Кильдин. В 20 лет был награждён орденом Боевого Красного Знамени, затем ещё двумя орденами Красной Звезды, медалями.

После войны Савелий Ефимович продолжил служить в частях морской авиации Северного Флота. Был командиром авиа эскадрильи тяжёлых самолётов ракетоносной авиации в Мурманске. В одном из полётов произошла авария, Савелий Ефимович чудом остался жил, но получил тяжёлые травмы. После выздоровления врачи порекомендовали ему сменить климат. Так, военный лётчик с семьёй переехал в Крым в г. Феодосию. Здесь он устроился на работу в Лётно-испытательный центр НИИ-15 ВВС. Главный потенциал института составляли лётчики и штурманы-испытатели, инженеры и техники, многие из которых служили в годы войны в морской авиации. В частности, тут в разные годы проходили службу 15 Героев Советского Союза. Основными направлениями деятельности НИИ было проведение испытаний и исследований авиационной техники и вооружения, которые предназначались для применения в авиации ВМФ. В НИИ проходили испытания самолеты, вертолёты, средства поиска и обнаружения подводных лодок, средства поражения кораблей и подводных лодок, средства спасения на море, авиационное оснащение. Савелий Ефимович служил руководителем полётов. После выхода на пенсию по выслуге лет он ещё долгое время работал в НИИ. Службу закончил в звании полковника.

На малую родину в Шатрово С.Е. Собенин ездил, вернее, прилетал как пассажир на АН-2, вплоть до 90-х годов. Здесь на машине встречал его друг детства, фронтовик Яков Антонович Маслов с супругой Татьяной Дмитриевной. В ту пору был жив и старший брат Савелия - Меркурий Ефимович (кстати, его также нет в районной книге «Они с войны пришли живыми»). Он, как и младший брат, прошёл огненными дорогами войны. Сначала воевал на Финской, в Великую Отечественную - на Карельском фронте. Здесь в 42-м году попал в плен к финнам, в 1945 году его освободили советские войска.

Татьяна Дмитриевна Маслова вспоминает: «Эти нечастые приезды Савелия были очень яркими, насыщенными. Собирались все родственники, друзья, весело общались, пели песни, ходили в клуб. Мы с мужем также ездили в гости к Собениным, отдыхали на Чёрном море. Хорошее время было. Сейчас уже многих нет в живых. Я очень рада, что Савелий Ефимович дожил до таких преклонных лет. Память участников Великой Отечественной войны хранит многие детали той поры, без которых сегодня не может сложиться верное представление о войне. Время-то без следа не проходит. Оно словно размывает память, и вот уже иногда замечаешь с тревогой, что образ войны, воспроизводимый тем или иным повествовательным жанром, заметно расходится с реальными событиями тех огненных лет».

… 26 марта Савелию Ефимовичу исполнилось 92 года. Поздравить его приехали родные — дочь Татьяна, внучка Кристина, правнучка Александра и даже праправнуки! С малой родины также ветерана поздравили близкие, тёплые слова в адрес фронтовика по телефону сказал Глава Шатровского сельсовета Алексей Арефьев. К поздравлениям присоединяется и коллектив редакции. Мы рады, что смогли вернуть землякам имена ещё двух фронтовиков-шатровцев. Надеемся, что в ближайшем будущем на обновлённом баннере в парке Победы появятся фотографии братьев Собениных.

Владимир ЧЕРНЫШ.

 

В морских сражениях Великой Отечественной войны приняли участие не только корабли и подводные лодки советского флота, но также и боевые самолёты. Во время войны Флот выполнил все задачи, которые ставились перед ним Главнокомандованием. Советские моряки и лётчики ни разу не отступили ни на море, ни на суше, ни в воздухе. В годы войны советская морская авиация произвела 76 300 боевых вылетов, потопив более 970 транспортов и 410 вражеских кораблей охранения, общий тоннаж которых составляет около 780 тыс. тонн. Именно на долю морской авиации пришлось около 2/3 потопленных кораблей противника. За годы Великой Отечественной войны 17 дивизий и полков авиации ВМФ были представлены к званию гвардейских, 57 соединений стали орденоносными, 241 морской лётчик был представлен к званию Героя Советского Союза, а 5 лётчиков получили эту награду дважды.

 

Категория: Великой Победе посвящается | Просмотров: 913 | Рейтинг: 1.6/7| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼