ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2016 » Март » 9 » «Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому оба вон»
11:30
«Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому оба вон»

Прошло очень много лет, практически целая человеческая жизнь, и конечно же, нет в живых свидетелей жутких событий крестьянского мятежа 1921 года прошлого века. Но мы, живущие сегодня, не вправе и не должны забывать то, что творилось с нашим Зауральем и страной ровно 95 лет назад, хотя бы для того, чтоб подобное не повторилось никогда.

… Лютый февраль 1921 года. На рассвете 8 февраля в Шатрово со стороны Ильино и Спасское ворвались толпы разъярённых мужиков-повстанцев, вооружённых вилами, топорами, пешнями и дробовиками. Доведённые до отчаяния простые сибирские крестьяне (раньше Сибирь начиналась за д. Сладчанка, где стоял чугунный столб с надписью - «Дальше начинается Сибирь»), Названные впоследствии советской пропагандой бандитами. Советская власть поставила их перед выбором: умереть вместе с семьями от голода или умереть под пулемётами красных милиционеров и «ЧОНовцев». Они предпочли последнее. А что оставалось крестьянину, у которого так называемые продотряды дочиста выгребали все запасы зерна и любого продовольствия? Даже на весенний посев не оставляли ни зёрнышка! Русский мужик терпелив и вынослив, если бы его ограбили весной или летом, он бы выжил - ел бы траву, корни, листья, как было это в годы Великой Отечественной войны. Но в феврале он и его семья неминуемо должны были погибнуть голодной смертью. И случилось страшное. Русский бунт, красочно описанный Толстым, как бессмысленный и беспощадный, разыгрался не где-то там, за Уралом, а на нынешней территории нашего района. В наших сёлах и маленьких деревнях, на наших улицах, по которым мы ходим ежедневно, никогда в истории не видавших подобного ужаса. Сегодня невозможно даже представить, что творилось тогда на занесённых улочках Шатрово, Ильино, Саломатовой, Мостовки, Камышевки, Шуравиной и прочих деревень Ялуторовского уезда, куда входил нынешний Шатровский район. Какие реки крови здесь пролились, какие нечеловеческие преступления совершались вчера ещё самыми мирными гражданами! Однако же всё это было, было...

От тех диких времён в Шатрово остались до сих пор названия улиц: Федосеева, Ш. Емелина, это жертвы Ленина, Свердлова, Дзержинского, первоначальных зачинщиков трагедии. Сколько всего погибло в 21 году, точно никто не знает и не узнает никогда. Ведь никто не считал убитых в подвале нынешнего милицейского дома (здание старого РОВД), в здании гаража по ул. Ленина, прямо на улицах сёл, как в Кызылбае, в Терсюкском и Камышевке, где коммунаров попросту сжигали в домах. Более или менее точные сведения о погибших активистах и коммунарах, разгромленных коммун имеются в советских архивах, в воспоминаниях участников трагедии в печатных изданиях. Сколько же было уничтожено «бандитов» и членов их семей, не узнает уже никто, но погибло их гораздо больше, чем победителей. По моему глубокому убеждению, все погибшие как с одной, так и с другой стороны являются жертвами коммунистической идеологии и бесчеловечной новой морали победившего плебса. Новые правители России спровоцировали и идеологически обосновали массовый террор против своего же народа. Уверен, что так называемый «красный террор» был пострашнее террора «белого» или «бандитского», ибо в конце концов уничтожил всех своих противников, несогласных, а вместе с ними сомневающихся, посторонних и их преемников до третьего колена! Все мы, старшее и среднее поколение, во всяком случае знаем о зверствах «бандитов», выколовших глаза и растерзавших учителя Шатровской школы Федосеева, убивших юного активиста Шуру Емелина, зарубивших волостного военкома в д. Спасской Я. Плешкова...

А кто, например, слышал историю о том, как командир коммунистического отряда в с. Камышевка самолично на площади возле церкви запорол насмерть нагайкой попадью за то, что поп ушёл с повстанцами в леса, а попадья давала им хлеб и кров. Как легендарный старший милиционер Азанов, допрашивая подозреваемого в связях с «бандитами» мужика, по волоску выдрал у бедняги бороду. Знаем, как летом 1921 года «бандиты», приехав с красными повязками на шапках в Шуравину, повязали активистов и на поскотине изрубили их шашками (один только и выжил, как писали об этом в районной газете в 70-х годах), а затем, приехав в следующий раз, новых активистов заперли в часовне и сожгли. Ответ был не менее жестоким. Из Мехонского ночью приехал отряд милиции, деревня Шуравина была окружена, многих из мужчин вплоть до подростков вырезали без всякого суда и следствия. Небезызвестный в районе командир по фамилии Чичеланов в селе Кызылбай, прибив на берёзу полевой телефон, спрашивал по нему: «Москва! Что делать с задержанным Хисамутдином? А с Зайнуллой? Расстрелять!». И расстреливали! Тут же в тальниках и берёзках на берегу озера. И подобных примеров обоюдной первобытной жестокости не счесть. К середине февраля 1921 года Шатрово и территория района были полностью освобождены от «бандформирований», убитых похоронили, кого в братских могилах с обелисками (победители), кого в оврагах и ямах. Бунт был подавлен. За неполную неделю пролилось столько крови, сколько наша земля не видала никогда!

С высоты прожитых 90 лет сегодня бессмысленно искать правых и виноватых в той массовой бойне, но зачинщиков и их до сегодняшнего дня последователей называть по именам нужно! Это на их руках кровь миллионов Российских граждан, в том числе наших земляков, дедов и прадедов. Прошло уже больше 20 лет, как развенчали коммунизм, доказали все его преступления и антинародные деяния, но до чего же живучей оказалась идея всё отобрать и разделить. По моему мнению, ничего в нашей стране не изменится, пока старая идеология будет жива. Нам нечего рассчитывать на улучшение жизненных условий до тех пор, пока новые руководители будут управлять новыми тенденциями старыми методами, при этом не считаясь с мнением населения.

Вывод можно сделать такой: нельзя загонять человека в безвыходное положение, нельзя делать так, что одни имеют всё, а другие ничего, у одних и хорошие зарплаты, и приватизированные хоромы, и машины, а у других - ни денег, ни работы, ни перспективы. Бунт против вопиющей социальной несправедливости может возникнуть стихийно, выйти из под контроля властей предержащих. Призывать к нему преступление, забывать - тоже. Надо всегда иметь в виду, что если наелся сам, то рядом живёт тот, кто хочет кушать тоже. Уроки нашей местной истории нужно изучать и помнить наравне с историей великой России, поскольку мы являемся её маленькой частичкой.

Самым, наверное, острым чувством человека является чувство справедливости. Несправедливое мироустройство, распределение благ, льгот, должностей и прочего вызывает у людей всё нарастающую злобу, досаду и противодействие. Очень бы хотелось, чтобы об этом помнили сегодняшние «победители» и вершители судеб. Чтобы дичайшие примеры из нашей истории никогда не повторились.

Валерий КОШУТИН.

с. Шатрово.

 

Для справки:

В историографии крестьянский мятеж называется Западно-Сибирское восстание 1921-22 гг. Это было самое крупнейшее антибольшевистское вооружённое выступление крестьян, казаков, части рабочих на территории России.

 

60 тысяч крестьян поднялись в феврале 1921 года в Западной Сибири против советской власти, объединившись в народную армию. Причина восстания - политика военного коммунизма, проводимая советским руководством. 20 июня 1920 года СНК РСФСР принял постановление «Об изъятии хлебных излишков в Сибири», по которому крестьяне обязаны были сдать все излишки хлеба прошлых лет и одновременно нового урожая. Также крестьяне обязывались сдать зерно, мясо, масло, яйца, картофель, овощи и многое другое. Всего на них распространялось 37 развёрсток. Кроме того, всё трудовое население с 18 до 50 лет должно было исполнять различные трудовые повинности. За уклонение предусматривались строгие меры наказания вплоть до ареста и отправки на принудительные работы. Принудительное изъятие хлеба производилось в интересах городского населения и большой армии, и крестьянам представлялось грабежом. Продразвёрстка ставила сельское население перед угрозой голода.

Первичной и основной характеристикой восстания была его антикоммунистическая направленность. Требования повстанцев наиболее полно отражал лозунг «За советы без коммунистов». Также они добивались обеспечения свободы торговли, то есть ликвидации хлебной монополии. В воззвании Тобольского штаба повстанцев ко всем жителям Сибири 25 марта 1921 г. объявлялось: «Мы добиваемся настоящей советской власти, а не власти коммунистической, которая до сих пор была под видом власти советской».

Начавшийся бунт перерос в крупномасштабную войну с фронтами, укреплёнными районами, «котлами» окружения и тысячекилометровыми переходами воинских соединений. Политика «военного коммунизма» не способствовала подъёму промышленности и сельского хозяйства. Посевные площади сокращались, уменьшалось поголовье КРС. В 1920 году в России разразился голод. Если лето 20-го выдалось в Центральной России неурожайным, то в 21-м году неурожай был катастрофическим - умерло 5 миллионов человек. Вдвое больше, чем потери белых и красных за всю Гражданскую войну!

Крестьяне защищали свой привычный уклад жизни, и заслуживают уважения. Почти в каждой семье крестьянина кто-то служил в Красной Армии, кто-то у белогвардейцев и не всегда по убеждению. Силой забирали в свои ряды и те, и другие. Осуждать «красных» не стоит. Они попались на рекламу коммунизма точно так же, как и сегодняшние современники на перестройку. Думали, новая жизнь, а оказалось, второй передел собственности.

Категория: Наш край | Просмотров: 789 | Рейтинг: 1.8/5| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼