Главная » 2017 » Октябрь » 27 » Юность позвала в дорогу
08:31
Юность позвала в дорогу

Трудовой стаж Бориса Михайловича Суставова насчитывает 42 года из которых 37 лет водителя грузового автомобиля.

Всё началось с момента взросления, когда юноша решил следовать по пути отца. В далёком 1956 году отец привёл 17 летнего мальчишку на предприятие, чтобы устроить его на работу. До совершеннолетия не хватало несколько месяцев и директор Автороты Фёдор Петрович Кузнецов не хотел брать юнца, несмотря на то, что в шофёрских кадрах у предприятия была нужда. Но при поддержке мамы, которая сумела уговорить начальство, Бориса приняли на работу и направили на 4-х месячные курсы шоферов Челябинского учкомбината при Шатровской Автороте. Учиться было несложно, а водить машину Борис уже умел. Поэтому проблем с получением прав на вождение автомобиля не случилось. До этого времени юноша много раз бывал в рейсах с отцом и другими водителями. На вопрос — Чем приходилось заниматься шоферам автороты? Борис Михайлович ответил:

- В основном мы перевозили зерно от удалённых колхозов в Шатрово и Шадринск. Работать начал на ЗиС-50. Машина, собранная на Московском автомобильном заводе им. И.А. Лихачёва была хорошей, с 5-ю ступенчатой коробкой передач и мотором от ЗиС -120. По сравнению с более поздними машинами ЗиСы брали по 3-3,5 тонны поэтому много за раз не отвезёшь, да и дороги были совсем иные. Чтобы выполнить план в Автороте было 112 машин. Коллектив предприятия тогда был около 140 человек. Всем находилась работа.

Шоферская доля романтична и трудна одновременно. Дальние пункты назначения, новые горизонты, природа и, самое главное, молодость с её стремлением удивляться новому.

Таким был и Борис. Хотелось ему увидеть то, что находится за пределами родного села и Шадринска, в который отвозили зерно, а обратно забирали грузы для райпотребсоюза. В разное время года дорога занимала разное время. Бывало и по две недели были рейсы.

- Снегов было очень много, - вспоминает ветеран труда. Протащат впереди «угольник», а он снег только сверху возьмёт, вот и пробуй проехать по такому пути. Зимники в основном шли от деревни к деревне. От Шатрово через Камышевку, Воротниково, Сладчанку на Мехонку и Ичкино, и далее на малую Камышевку (сейчас деревня Огонёк). Так в непогоду можно было хоть до людей добраться. Помощь вызвать.

Такие рейсы помогали молодёжи обогатить водительский опыт. Борис Михайлович вспомнил несколько имён земляков с кем ходил в колонне — Михаил Иванович Суставов, Яков Григорьевич Шингаров, Абрам Лукич Благинин, Филарет Ядрышников (отчество не помнит). «Старики» давали дельные советы и помогали делом в трудных ситуациях. Так шли года. Водитель-профессионал колесил по стране. С приходом новых моделей машин в Шатровское Автотранспортное предприятие поработал практически на всех. Приглашали занять должность водителя автобуса, но отказался, - Не моя это стихия - с людьми работать. Я всегда мечтал посмотреть страну.

Борису Суставову это удалось. От отдельных мест в Сибири до Москвы проехал шофёр по России. Перевёз тысячи тонн различных грузов. За производственные показатели имеет Почётные грамоты предприятия, Райисполкома Шатровского района и Райкома КПСС, Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», имеет звание «Ветеран труда», значок «За работу без аварий», а кроме этого ветеран производства гордится радиоприёмником, который получил в виде поощрения за строительство районных дорог. Свои машины шофера автороты знали, как говорится, «на зубок». Ведь в рейс слесаря не возьмёшь, всё делали сами — переоборудовали кузов, кабины, ремонтировали двигатели, меняли шланги... Запчасти в дороге получали по доверенности в спец-центрах, например КаМаз-центр. Профессиональное мастерство водители подтверждали на курсах в областном центре. Есть записи в трудовой книжке о получении квалификации шофёра 2 и 1 класса. Опыт работы у Бориса Михайловича накопился большой. Были годы, когда Б.М. Суставов становился наставником молодых, помогая им постигать азы профессии. В разговоре о предприятии водитель вспомнил тех с кем строил и развивал автохозяйство. Пришлось работать под руководством директоров Фёдора Филипповича Коренева, Виктора Рубиновича Фрибуса, Владимира Евстратьевича Маклакова, Григория Антоновича Зыкова, Анатолия Петровича Политова, Виктора Николаевича Лавринова, и других руководителей. С большой горечью и сожалением отзывается ветеран о потере Автотранспортного предприятия, в которое были вложены силы и здоровье нескольких поколений шоферских династий. А как встречали новые машины! В 1978 году первые КаМазы выставили на площади райцентра, чтобы люди могли посмотреть новую технику.

Не раз водитель поощрялся за рационализаторские предложения по усовершенствованию автомобиля и модернизации вентиляционной системы в аккумуляторном цехе. По представлению областного управления автомобильного транспорта был внесён на областную доску Почёта. Водительский стаж Бориса Михайловича с февраля 1957 года составил 60 лет. Он и по сей день не расстаётся с автомашиной.

Евгений БЕЛОКУРОВ.

Категория: Наш край | Просмотров: 144 | Рейтинг: 1.0/4| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼