ДО НОВОГО ГОДА ОСТАЛОСЬ
Главная » 2016 » Апрель » 11 » 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС
13:43
30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС

Минута, длящаяся вечность...

Чернобыль. Это слово в переводе с украинского языка означает полынь. Сегодня оно полностью оправдывает своё название, так как ассоциируется с горечью катастрофы на атомной электростанции. С тех пор эта дата отмечается как День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.

В ночь на 26 апреля 1986 года произошла страшнейшая катастрофа в истории человечества. Этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Чернобыль - это не только факты трагедии, это люди, которые первыми встали на защиту мира от атома. Такие люди есть и в нашем районе. Один из них Павел Александрович Стариков из Шатрово, награждённый медалью «За спасение погибавших». Сегодня подвиг «чернобыльцев» без преувеличения сродни подвигу участников Великой Отечественной войны. Ведь они также, не жалея себя, спасали свою Родину от катастрофы и её губительных последствий.

«Повестка, военкомат, медицинская комиссия, и всё – в Чернобыль», - так Павел Александрович говорит о том, как в летописи его жизни появилась «чернобыльская» страница. Он и не думал, что это событие коснётся и его тоже. Наш земляк попал в волну ликвидаторов спустя год после взрыва — в июле 1987 года. На тот момент ему шёл 36-й год, и у него была семья: супруга Надежда Фёдоровна и дочь Светлана. За плечами срочная служба в погранвойсках. Павел Александрович трудился в Бединском леспромхозе, затем в Шатровском лесопункте, был станочником - изготовлял оконные рамы, двери, в общем делал все комплектующие для новых домов, которые в то время в районе строились целыми улицами. Кстати, плотницкому делу его научил отец, фронтовик-орденоносец Александр Кузьмич Стариков. Одно время сын и отец трудились в одной бригаде...

Увиденное в Чернобыле он запомнил навсегда. «Когда мы приехали, первое, что увидели, - 30-километровая зона отчуждения», - рассказывает «чернобылец». - Колючая проволока кругом, посты, проверки. Нас разместили в больших военных палатках, отправили в баню, дали новую спецодежду. На следующий день всех уральцев построили, и командир части сказал: «Кто хочет через месяц быть дома - шаг вперёд». Почти все шагнули. Дело в том, что на каждого ликвидатора была установлена определённая доза облучения — 10 рентген (до нас было 20 рентген). Эту дозу можно было набрать и за две недели, а можно и в течение полгода, смотря, где работаешь. Нам, семейным, конечно же, хотелось побыстрее домой, поэтому и шагнули вперёд. На следующий день нас в кузовах автомашин повезли на АЭС. Из всех защитных средств - респиратор-лепесток. Работали на третьем энергоблоке, рядом с четвёртым, где и произошла авария. По несколько человек нас садили в люльку (как в фильме «Приключения Шурика») и поднимали на крышу. Работать разрешалось ровно одну МИНУТУ(!), в течение которой мы ломиком отковыривали куски битумного покрытия крыши и бросали вниз в кузов машин, покрытых свинцовыми пластинами. И всё. Бегом обратно в баню или душ. Потом ждали, когда человек пятьсот сделает то же самое. И так 18 дней, пока не набрали положенную дозу. Хотя точность этой дозы была условной. Нам всем за работу на третьем энергоблоке за день ставили 0,5 рентгена. Последующие дни наше подразделение ездило по заражённым деревенькам в 30-километровой зоне. Мы перекрывали кровли домов, где жили люди, в основном женщины и старики, полностью разбирали нежилые строения, дома и увозили в могильники. Удивительно, что многие люди не покинули свои дома после случившейся трагедии. Они вели хозяйство, ловили рыбу и не боялись радиации, которой не видно и не слышно.

- Что больше всего вас поразило в зоне отчуждения? - спрашиваю у Павла Александровича.

- Отсутствие всего живого, там ни птиц, ни животных, ничего нет. Иногда видели собак совсем без шерсти, зрелище не из приятных. А ещё помню, как отличались яблоки. Вот заканчивается 30-киломестровая зона, за колючей проволокой яблоня растёт, на ней яблоки нормальные. А в зоне, за 200 метров от той яблони – такая же, только уже с радиацией, яблоки на ней огромные. А бывает, идёшь по полю в некоторых деревнях, а трава такая большая, что и тебя из-за неё не видать. Вот что значит радиация.

Сегодня бывшие «чернобыльцы» чаще вспоминают не сами работы или условия, в которых жили там, а товарищей, которым не суждено было дожить до нынешнего дня. Ведь все ликвидаторы аварии получили индивидуальные дозы облучения различной степени. У многих тысяч из них в той или иной мере ухудшилось состояние здоровья. А многие вернулись уже обречёнными на смерть, получив чрезмерно большую дозу.

- Да, здоровье сильно пошатнулось, о чём и говорить, - вздыхает Павел Александрович. - Сначала голова сильно болела. Сейчас ноги немеют, хожу плохо. Два года назад вторую группу инвалидности дали. Каждый день последствия аварии напоминают о себе, хоть и пробыл там всего около месяца. Если бы не моя супруга, Надежда Фёдоровна, давно бы уж сгинул с этой земли. 45 лет мы с ней вместе - и в горе, и в радости.
...То, что мир получил «в наследство» от Чернобыля, останется ещё на долгие годы. Территория в 155 тыс. кв. км - место, где проживали 7,1 млн. человек, в том числе 3 млн. детей, - подверглась опасному радиационному загрязнению. Около 600 000 «ликвидаторов» принимали участие в аварийно-спасательных и восстановительных работах, расчищая развалины и занимаясь сооружением «саркофага» над разрушенным реактором. Радиоактивность здесь в 100 раз превышала аналогичный показатель после взрыва двух атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки!

Владимир ЧЕРНЫШ.

Фото здесь же Стариков П.А.

 

 

 

В настоящее время на территории Курганской области проживает более трёх тысяч человек, пострадавших от радиационного воздействия, в том числе почти 1400 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и родственников ушедших из жизни «ликвидаторов». Все они получают льготное пенсионное обеспечение, бесплатные лекарственные препараты, имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение и проезд общественным транспортом пригородного сообщения. Кроме того, граждане, имеющие инвалидность, получают ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого их здоровью радиационным воздействием.

В 2015 году пострадавшим от радиации выдано 87 государственных жилищных сертификатов на общую сумму 138 млн. рублей. В текущем году на эти цели в области выделено 56,3 млн. рублей, за счёт которых планируется обеспечить жильем 36 семей.

 

Гимн общероссийской организации инвалидов Союз «Чернобыль» России

Будем жить, мужики, будем жить.

Даже если и тридцатилетними

Будут заживо нас хоронить,

Прикрываясь красивыми бреднями.

Нас всё меньше, но всё же нас тьма,

Как ни сильно ряды поредели.

Это мы, слышишь, Господи, мы,

Те, кто землю спасли в том апреле.

 

Припев:

Мы стекаемся снова сюда,

Словно к морю стекаются реки.

В кулаке нам по силам беда

Ныне, присно и, даст Бог, вовеки.

Ныне, присно и, даст Бог, вовеки!

 

Будем жить, умирая сто крат.

Одолеем и боль, и разлуки.

Дай мне руку, чернобыльский брат.

И да будут горячими руки.

Будем жить, будут дети расти.

Наша радость сквозь горечь полыни.

Боже правый, прости нас, прости

И спаси, если можешь спасти.

Крест чужой мы влачим и поныне.

Крест чужой мы влачим и поныне!

 

Забыть не имеем права

За последнее десятилетие люди в погонах и воины запаса Вооружённых Сил столкнулись со многими актами несправедливости, недооценки их благородного и благодарного труда на благо и во имя возрождения Отечества.

 

Если государство не научится понимать, помнить и постоянно держать в памяти заботу о тех, кто в самое трагическое и ответственное время отводил и отводит от него беду, то может статься, что в новых критических ситуациях некому будет встать и отвести беду от людей и самого государства. Чернобыль – это не просто укрощенная катастрофа. Это предупредительный звонок. Чтобы подобное не возникло вновь, нужно всесторонне проанализировать глубину проблем, возникших тогда и возникающих сегодня. И наряду с причинами катастрофы, так же глубоко должны быть рассмотрены вопросы социальной защищённости людей, пострадавших от радиации, так как уже сейчас очевидна тенденция госчиновников приуменьшить заслуги людей, принявших на себя огромный риск при борьбе со смертельной опасностью и потерю здоровья при этом. Сегодня мы, склонив свои головы перед мужеством людей, прикрывших собой страну, многие поколения её жителей, должны сделать все, чтобы память о них никогда не померкла. Мы не должны забывать в какое время живём. Маньяки-террористы в своём изуверстве потрясают людское воображение. Они уже не раз угрожали взорвать какую-нибудь атомную электростанцию, устроить людям новый Чернобыль. Будем же и здесь бдительны.

Владимир УСМАНОВ, генерал-майор в отставке.

Категория: Ветераны | Просмотров: 711 | Рейтинг: 2.0/4| ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼